Warning: require() [function.require]: open_basedir restriction in effect. File(/usr/local/php52/share/pear/webtomat.lng) is not within the allowed path(s): (/home/roelcapita/:/tmp/:/var/tmp/:/usr/local/lib/php/) in /home/roelcapita/domains/roelcapital.ru/public_html/wp-content/plugins/webtomat/wt_conf.php on line 15
Будапешт — Он-лайн Бизнес Аналитик

Будапешт (2,1 млн. жителей) — крупнейший город всей Центральной и Юго-Восточной Европы. Он относится к тем столицам, которые исключительно ярко отражают особенности своей страны. Это обусловлено его четко выраженным узловым географическим положением, хотя он несколько сдвинут к северу от географического центра Венгрии. Город широко раскинулся по обоим берегам Дуная в том месте, где мощная река вырывается из гор на Альфельд и течет по сравнительно узкому, нерасчлененному руслу. Здесь наиболее удобная в республике переправа через Дунай. По совокупности железнодорожных (10 лучей), автомобильных (8 современных шоссе), водных и воздушных коммуникаций Будапешт один из самых больших транспортных узлов зарубежной Квропы, объединяющий также воедино различные в природном и хозяйственном отношении части страны. Весьма выгодно и мезоположение города — прежде всего близость к угольным бассейнам (особенно к Дорогскому и Татабаньскому), к металлургическому комбинату в Дупауйвароше, снабжающему столицу не только металлом, но и коксовым газом по 70-кнлометровому трубопроводу, и к Альфельду — поставщику различного сельскохозяйственного сырья.

В течение многих веков Будапешт — центр венгерской нации. Он был главным очагом национально-освободительного движения венгерского народа против австрийского господства, особенно в революцию 1848—1849 гг. С ростом Будапешта как центра фабрично-заводской-промышленности и культуры очень тесно связан процесс национальной консолидации венгров в капиталистическую эпоху. Развитие ряда отраслей промышленности, особенно машиностроения (например, производство подвижного состава для железных дорог, средств связи и т. д.), обусловлено его столичными функциями, особенно после превращения Австрии в Австро-Венгрию. Положение единственного крупнейшего в стране потребительского центра вызывало гипертрофированную концентрацию здесь производства продовольственных товаров и предметов широкого потребления. И теперь в нем сосредоточено более 1/4 индустриальных рабочих (40% высшей квалификации): около 2/5 занятых в машиностроении ВНР, свыше половины — в приборостроении, более 2/5 — в электротехнике и полиграфии, почти 1/3 — в текстильной и химической.

В Будапеште по-прежнему сосредоточены основные отрасли, отражающие специализацию Венгрии. Город дает около половины промышленного экспорта. Машиностроение и металлообработка производят до половины всей его промышленной продукции. Резко преобладают транспортное машиностроение (дизельные поезда, суда, автобусы) и электротехника как слабых (особенно телефонно-телеграфное оборудование, радиолампы и электровакуумные аппараты завода Эдде-шюльт-Иззо), так и сильных токов (трансформаторы, генераторы, моторы и т. д.). Быстро растет приборостроение. Сильно расширено станкостроение. В текстильной (прежде всего хлопчатобумажной) и швейной отраслях занято около 1/8 промышленных рабочих. Разнообразна пищевая индустрия.

В Будапеште преобладают «столичные» отрасли (электротехника, приборостроение, точное и среднее машиностроение, топкая химия, швейная промышленность, полиграфия и т. д.). Однако значительны и базисные и первичные производства (трубопрокат, основная химия, цветная металлургия, тяжелая керамика, мукомолье и т. д.). В отличие от Праги и некоторых других столиц в нем есть матерналоемкие производства, а также крупная текстильная промышленность.

Следует отметить особое значение функции Будапешта как национального культурного центра. В годы социалистического строительства расширены университет им. Л. Этвсша и Политехнический институт, созданы новые вузы, в том числе Экономический университет им. Карла Маркса. В Будапеште сосредоточены основные институты Венгерской академии наук.

Главные части города – гористая Буда на правом берегу и равнинный Псшт на левом — обращены к Дунаю своими самыми примечательными архитектурными ансамблями. В Пеппс, более молодом по застройке, преобладает радиально-кольцевая планировка, улицы широкие и прямые, как в городах Альфельда. Такого единства нет в застройке горно-холмистого правобережья города, ядро которого составляет Буда с бывшим королевским дворцом и другими старыми правительственными зданиями. Кварталы Буды местами напоминают центральную часть многих старинных городов Дунантуля. Основные промышленные районы примыкают к Дунаю, особенно по левому берегу (Чепсль, Уппешт и др.). В Будапеште много целебных источников, венгерская столица — крупнейший в стране бальнеологический курорт. Будапешт — редкое по красоте сочетание огромного города с мощной рекой, через которую переброшены замечательные мосты. Строительство метрополитена, которое нелось при техническом содействии СССР, улучшило связь между районами Буды и Пешта.

 

Рекомендуем к прочтению:

Комментарии отсутствуют.

Вы можете быть первым!.

Оставить комментарий

 

You must be logged in to post a comment.