География современной югославской индустрии имеет специфические черты. В целом ее территориальная структура полицентрическая. Среди промышленных районов выделяются Севсро-Словенский, Сред-нехорватский и Белградский. Первые два расположены на западе и не уступают столичному по доле в общеюгославской валовой продукции (доля каждого из них в пределах 15—18%). В численности промышленного персонала разница много меньше, что отражает более высокую по сравнению со средней в стране производительность труда в индустрии Словении и северо-запада Хорватии. В Югославии столичный район концентрирует намного меньшую долю индустриального потенциала страны, чем в соседних Румынии и Болгарин, не говоря уже о Венгрии. В Белграде сосредоточено 5—6% промышленного персонала, а в Бухаресте и Софии — по 15—16%.

Для территориальной структуры промышленности СФРЮ характерно формирование главной оси, пересекающей всю страну с северо-запада на юго-восток. В общих чертах она охватывает территорию вдоль Савы (от ее верхнего течения до впадения в Дунай), Дуная, Моравы до Вардара в районе Скопье. Эта ось прочно скреплена элементами производственной инфраструктуры: важнейшими, пересекающими страну в том же направлении железнодорожными и шоссейными магистралями, дополняемыми на значительных участках главными судоходными артериями, высоковольтными ЛЭП и трубопроводами.

За пределами главной индустриальной оси остаются поддерживающие с ней тесные производственные связи Мариборский и Риек-ский промышленные узлы, а также Центрально-Боснийский район и несколько узлов, формирующихся на периферийных участках Динар-ского нагорья. Сильным тормозом промышленного развития обширной области последнего долгое время была (да отчасти и остается) слабая транспортная освоенность территории.

 

Рекомендуем к прочтению:

Комментарии отсутствуют.

Вы можете быть первым!.

Оставить комментарий

 

You must be logged in to post a comment.